Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2(34) за 2018 г.

Военный эксперт Алексей Леонков, эксперт Александр Гомберг

С октября 2015 года в Сирии российские ВКС проводят антитеррористическую операцию. Боевой вклад авиации ВКС в общее дело разгрома группировок ИГИЛ и «ан-Нусра» составил почти 55%, на боевые вертолёты пришлось почти 35% боевых вылетов авиационной группировки. Боевые задачи в основном легли на плечи вертолётов Ка-52 и Ми-28Н, которые привлекались для уничтожения бронетехники и живой силы террористов, а так же для ведения воздушной разведки и обеспечения безопасности полетов на аэродроме Хмеймим.

Поначалу вертолётная группировка на аэродроме Хмеймим насчитывала всего 4 вертолёта Ми-8. Затем воздушным эшелоном были перебазированы вертолеты Ми-24, Ми-35, Ми-28Н и Ка-52, а также летный и технический состав, инженерно-авиационное имущество и часть средств наземного обеспечения полетов. В дальнейшем наши вертолеты стали активно вылетать на боевые задачи с аэродромов Квайрес, Шайрат и Тифор, показав при этом высокую надежность и живучесть.
Эффективность применения армейской авиации обеспечивалась круглосуточным применением боевых вертолетов, адаптированных к условиям боевого применения ночью, таких как Ми-35, Ми-28Н и Ка-52.
В настоящий момент вертолетная группа ВКС в Сирии состоит из вертолетов Ми-24П и Ми-35М, Ми-28Н, Ка-52 и Ми-8МТШ. Ударные вертолеты выполняют отдельные боевые задачи по патрулированию местности, уничтожению пунктов базирования и обороны боевиков, «охотой» за военной техникой. Транспортные вертолеты задействованы в миссиях Центра по примирению сторон, доставке гуманитарной помощи в труднодоступные районы, а также в поисково-спасательных и медико-санитарных миссиях.

Климат Сирии неоднороден: у побережья он средиземноморский, влажный, на восток от Пальмиры континентальный, сухой с песчаными бурями. В столь различных условиях работают не только новые российские вертолёты Ми-28Н, Ка-52 и Ми-8МТШ, но и вертолеты AH-64 Apache и UH-60M Blackhawk коалиции возглавляемой США.
Эффективно ли применение вертолётов России и США с точки зрения технической эксплуатации? Для удобства анализа сведем их технические характеристики в одну таблицу.
Как видно из таблицы выбранные вертолёты в основном одноклассники, поэтому сравнение их с точки зрения эксплуатации будет более корректно. Что же касается боевой работы, то наши вертолёты в Сирийской Арабской Республике оказались намного эффективнее американских.

Вертолеты США против ИГ

Боевые действия против ИГ вертолёты США начали в июне 2016 года. Первый авиаудар американскими экипажами AH-64 Apache был нанесен в Аль-Кайяре, одной из многих деревень к югу от Мосула. Министр обороны США Эш Картер объявил об авиаударе в Брюсселе. Восемь Апачей стали частью пакета помощи, которую США предложили в апреле 2016 года премьер-министру Ирака Хайдеру Аль-Абади, чтобы помочь иракским силам безопасности победить группировку ИГ в Мосуле
Помимо этого вертолеты AH-64 Apache принимали участие в операциях по освобождению сирийского города Ракка от боевиков группировки ИГ, поддерживая атаки сирийских демократических сил (SDF) и артиллерию Корпуса морской пехоты США.
Пресс-секретарь Пентагона Питер Кук тогда сказал, что вертолеты ведут огонь по машинам со смертниками и городским самодельным заграждениям ИГ, с безопасного для “Апачей” расстояния. Странное заявление пресс-секретаря объясняется слабым бронированием американского вертолета, которое делает опасным для него даже стрелковое оружие. Так, 28 мая 2012 года в Афганистане во время патрулирования был сбит огнем из стрелкового оружия AH-64D Apache (серийный номер 05–07012). После оккупации Ирака только по боевым причинам было потеряно 27 вертолетов Apache, и это при полном и подавляющем превосходстве армии США в воздухе и на земле. Помимо этого были потери и по причине технических неисправностей:
14.08.2003 — в Ираке упал вертолёт AH64D серийный номер 01–05241 (бывший AH-64A 87–0507) после выполнения техобслуживания. Причина была в системе регулирования двигателя. Вертолет стал тренажером для отработки извлечения пилотов из кабины в аварийных ситуациях.
23.10.2003 — потерпел аварию вертолёт AH-64D Apache серийный номер 00–5219 (бывший AH-64A 86–8972) из ​​1 эскадрильи 101 авиационного полка у города Киркук (Ирак). Неисправность в гидравлическом вспомогательном блок питания (APU) вызвала возгорание двигателя в полёте. Вертолёт приземлился и почти полностью сгорел.
11.12.2003 — потерпел аварию AH-64D Apache из 101 авиационного полка, из-за сбоя муфты APU и возникновения пожара в полете, а затем сгорел на земли в 24 км к югу от Мосула.
23.09.2004 — авария AH-64D Apache серийный номер 02–5292 из 227 авиационного полка. Вертолет упал недалеко от населенного пункта Таллил (Ирак). Пилот потерял контроль управления из-за отказа хвостового ротора.
Было еще свыше 10 аварий, которые зафиксированы как небоевые, но из-за гибели экипажей и уничтожения вертолётов истинную причину катастроф установить не удалось.
Техническое обслуживание вертолётов участвовавших в боевых операциях осуществлялось на авиабазе Ахмед эль-Джабер (Кувейт). В качестве обслуживающего персонала были привлечены специалисты из Национальной гвардии США. Согласно принятому техническому регламенту в армии США по истечение 500 летных часов эксплуатации вертолёт отправляется на капитальный ремонт. Во время ремонта проходит полная переборка и замена вышедших из строя узлов и агрегатов, проводится вибрационная диагностика двигателя, ремонтируются лопасти ротора, часто поврежденные песком и т. д. Всего капитальный ремонт занимает около 18 дней.
Во время войн в Ираке вертолёты AH-64 Apache и UH-60M Blackhawk совершили гораздо больше вылетов, чем в операциях против ИГ в Сирии. Официально США, в лице президента Барака Обамы, объясняли это не желанием «рисковать жизнями своих пилотов», но как оказалось, истинная причина уменьшения количества вылетов заключалась в особенностях технической эксплуатации двигателей и агрегатов вертолётов. Три войны в Ираке сказались на техническом ресурсе вертолётов, поэтому они не смогли летать чаще в Сирии. Верно ли это утверждение? Давайте разбираться.
Система регулирования двигателя T700-GE-700 электрогидромеханическая, при этом гидромеханический блок может быть заменен за 12 мин без последующей регулировки. В настоящее время это один из самых популярных двигателей вертолетов. Он установлен на более чем 20-ти моделях вертолетов, а его турбо-винтовая версия на 3-х типах самолетов.
Такая простота исполнения, естественно, повлекла за собой интенсивное использования вертолетов в период с 1991 по 2009 год, что не могло сказаться на их техническом состоянии и обслуживании. В Пентагоне не раз выражали претензии к компаниям, производившим запасные части по качеству исполнения и срокам доставки, которые повлекли увеличение сроков ремонта вертолетов и возврата их в строй. Результат оказался предсказуем — количество годных к боевым операциям вертолётов только снижалось.
Издание Business Insider в статье «A small part is causing big problems for the US Army’s Apache attack helicopter fleet» опубликованной 20.04.2018 года охарактеризовала сложившуюся ситуацию так: «Технические проблемы, стоящие перед армейскими Apache AH-64E, только усугубят авиационный кризис в армии США. В конце концов, меньшее количество летающих самолетов означает, что пилоты летают меньше часов, особенно на неработающих изделиях»
Дополнительно проблематику с эксплуатацией подтверждает тот факт, что в 2015 году Армия США объявила о запросе предложений на выполнение «Программы улучшения турбинных двигателей» (ITEP — Improved Turbine Engine Program) Под действие этой программы должны попасть почти 3000 вертолетов Apache и Blackhawk. Согласно техническому заданию по программе ITEP, компания победитель должна создать двигатель — мощностью 3000 л. с., который будет на 50% мощнее и на 25% экономичнее, чем существующие двигатели General Electric T700–701С/D.
Известно, что двигатели T700-GE-701D, установленные на последние модели AH-64Е Apache и UH-60M Blackhawk, имеют мощность от 1,700 до 2,000 л. с. соответственно, и рассчитаны на 8 лет эксплуатации. Цель программы ITEP — это создание двигателя «для работы на высотах 6 000 футах и при 95 градусах по Фаренгейту, с увеличенным сроком эксплуатации и меньшими расходами на техническое обслуживание». По завершению программы ITEP армия США планирует приобрести 6215 новых двигателей для оснащения 2135 вертолётов UH-60M Blackhawks и 690 вертолётов AH-64 Apaches. Появление первых тестовых двигателей по программе ITEP запланировано на третий квартал 2024 года, а серийное производство начнется в четвертом квартале 2026 года.

Российские вертолёты в Сирии

С 2014 года в России было запущено серийное производство вертолетных двигателей ВК-2500, что сразу сказалось на поставках новых вертолетов Ми-28Н и Ка-52 в Вооруженные силы России согласно действующей Госпрограмме вооружений. В настоящее время все современные российские вертолеты оснащаются двигателями с цифровыми системами управления. Производство всех узлов силовой установки производится с применением высокотехнологического оборудования на предприятии-разработчике АО «ОДК-Климов» и других предприятиях холдинга АО «ОДК».
Конструкторы холдинга учли боевой опыт Афганистана и смогли создать двигатель, который способен работать в любых погодных условиях без снижения своих боевых качеств.
Высокая эффективность применения вертолетов в Сирии не могла состоятся без налаженной работы инженерно-технического состава (ИТС) российских ВКС в тесной кооперации со специалистами АО «ОДК», которые участвовали в техническом сопровождении их повседневной эксплуатации.
Вот как оценивал работу ИТС один из участников боевых действий в Сирии (опубликовано в газете «Красная Звезда» 20.09.2016):
«– Приходилось устранять боевые повреждения?
— Боевые повреждения наши вертолёты получают не так уж и часто, но бывают… Но война есть война. При выполнении специальных задач близ города Алеппо очередью из крупнокалиберного пулемёта был повреждён один из двигателей вертолёта Ми-8. Понятное дело — в этой провинции ещё недавно шли ожесточённые бои. Экипаж дотянул до Хмеймима на одном двигателе. А дело было уже к вечеру. Буквально за три часа наши специалисты заменили двигатель, и вертолёт опять был готов к вылету.
– Заменить двигатель за три часа, тем более в тёмное время суток?
— А тут и удивляться нечему. Наши ребята — профессионалы. В повседневной деятельности тоже случается всякое. Техника есть техника. Усталость металла, ещё что-то другое. А ведь количество специальных задач, интенсивность их выполнения не уменьшаются. Поэтому приходится работать в любое время суток и в любую погоду. Возьмём тот самый пример — повреждён двигатель. Вертолёт дотянул до авиабазы, приземлился, и тут же его обступили со всех сторон различные специалисты. Каждый проверяет то, что предназначено по его профилю. Допустим, замена двигателя. Сразу начинают работать три человека, а место ограничено. Значит, надо как-то потесниться, вовремя угадать движение товарища, чтобы ему не только не мешать, но и помочь, когда это необходимо… Нужно заменить трубопроводы, агрегаты… А всё законтрено, зашплинтовано. Причём демонтировать необходимо именно то, что повреждено, чтобы не делать лишнюю работу. Время ведь ограничено. Когда меняют двигатель, новый надо состыковать с навесным оборудованием, всё опять законтрить, зашплинтовать, заправить двигатель маслом и другими жидкостями, проверить его на герметичность, проконтролировать правильность стыковок всех трубопроводов и агрегатов. Когда мы убедились, что всё на своих местах, доходит очередь до «контрольных газовок» — пробных запусков. Работа двигателей, систем и агрегатов сначала проверяется на земле. И лишь после этого осуществляется контрольный полёт, в ходе которого лётчик проверяет работу авиационных двигателей и авиационной техники в целом. Только потом уже разрешается дальнейшая эксплуатация воздушного судна».

Основными достоинствами двигателя ВК-2500 являются:

  • низкий удельный расход топлива (0,21 кг/л.с.);
  • малая удельная масса (300 кг);
  • высокая надежность и большой ресурс эксплуатации (межремонтный ресурс 3000 часов, назначенный — 9000 часов);
  • высокая ремонтопригодность и простота в эксплуатации;
  • устойчивая работа в условиях большой задымленности и запыленности;
  • длительная эксплуатация в морских условиях;
  • поддержание постоянной мощности при высокой температуре воздуха (+45 С°) в высокогорье.

В настоящее время предприятие «ОДК-Климов» вышло на плановое производство двигателей для российских и зарубежных заказчиков. Помимо этого в АО «ОДК» разработана программа по замене старых двигателей ТВ3–117 и ТВ2–117 на двигатели ВК-2500 с последующим гарантийным и сервисным обслуживанием.
На базе ВК-2500 скоро будут строиться новые двигатели. В январе 2018 года пресс-служба концерна «ОДК» опубликовала новость:
«Начата разработка перспективного вертолетного двигателя ВК-2500М, особенностями которого станут повышенная мощность при сниженной массе, модульность конструкции, возможность эксплуатации по техническому состоянию. Также ведется формирование научно-технического задела для создания принципиально нового перспективного вертолетного двигателя (ПДВ), предназначенного для вертолетной техники будущего».

Выводы

Новые российские двигатели ВК-2500 не уступают по своим характеристикам американским General Electric T700 и 701С/D, а по мощности даже превосходят. Непрерывные боевые действия практически истощили ресурс вертолётов AH-64Е Apache и UH-60M Blackhawk, а неравномерное финансирование ремонтных программ сделало эксплуатацию небезопасной.
В отличие от американских, российские Ка-52 и Ми-28Н прошли испытание огнём почти без потерь. Сирийский опыт был учтен в программах ремонта и эксплуатации, а так же при создании новых модификаций двигателей — ВК2500П и ВК-2500М. Таким образом «огонь и вода» пройдены, остались «медные трубы». Как пройдут это испытание вертолёты и двигатели — время покажет.  

Двигатель T700-GE-700
Двигатель T700-GE-700 General Electric разработала в 1973 году по заданию Пентагона для установки на многоцелевом вертолете армии США UH-60 Black Hawk. При создании был учтен боевой опыт эксплуатации вертолетов и двигателей такого класса во Вьетнаме. Главное требование заказчика: безопасность и надежность эксплуатации в различных условиях окружающей среды, а также минимальное время на техническое обслуживание и низкая стоимость эксплуатации. В результате получился двигатель с высокой живучестью в условиях боевых повреждений, за счет того, что все внешние трубопроводы и проводка были сгруппированы и защищены. В дальнейшем двигатель T700-GE-701 был выбран Пентагоном для модернизированного вертолета AH-64 Apache.
Двигатель T700-GE- выполнен по модульной (секционной) конструкции, с несколькими узлами подвески. Компрессор имеет пять осевых и одну центробежную ступень, диски осевых ступеней выполнены за одно целое с рабочими лопатками из стали, стойкой к коррозии. Входной направляющий аппарат и статорные лопатки первых двух ступеней управляемые. Камера сгорания короткая, с центральной подачей топлива. Турбина привода компрессора и силовая турбина двухступенчатые.

 Двигатель ВК-2500
Турбовальный двигатель ВК-2500 разработан в 2001 году и является модернизацией двигателя ТВ3–117, созданного в КБ им. Климова в 60–70-х гг. прошлого века. Двигатель двухвальной схемы состоит из осевого 12-ти ступенчатого компрессора с приводом от 2-х ступенчатой турбины, и свободной двухступенчатой турбины. На ВК-2500 внедрена цифровая система автоматического управления с современным электронным блоком автоматического регулирования и контроля БАРК-78, установлены счетчики наработки и контроля СНК-78, цифровые датчики топливных систем, применены новые материалы. Помимо этого в нем реализована противопомпажная защита, исключающая отказ двигателя из-за срывов потоков воздуха или снижения атмосферного давления в условиях жаркого высокогорного климата, сильного бокового ветра при взлете и других нештатных ситуациях.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru