Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2(34) за 2018 г.

Владимир Карнозов

Желая вернуть превосходство над Россией в области морских вооружений, американские адмиралы инициировали программу создания группировки стратегических подводных ракетоносцев класса «Колумбия» (SSBN Columbia). Пару лет назад на соответствующий проект было открыто масштабное финансирование, однако недавно он подвергся резкой критике со стороны Счетной Палаты США.

Ядерное противостояние между Вашингтоном и Москвой, в том числе и под водой, длится более полувека. Наша страна старается совершенствовать собственные системы стратегического ядерного сдерживания так, чтобы их развитие шло в паритете с иностранными аналогами. По состоянию на начало 2018 года, США располагали четырнадцатью ракетоносцами класса Ohio. Субмарины данного типа строились фирмой General Dynamics Electric Boat в период с 1981 по 1997 гг. Всего ВМС США получили 18 корпусов, однако четыре из них (SSBN 726-729) в период 2002–2008 гг. были перевооружены крылатыми ракетами и выведены из состава стратегических сил ядерного сдерживания.
Со своей стороны, мы располагаем девятью кораблями проектов 667БДР/БДРМ, относящимися ко второму и третьему поколениям стратегических атомных подводных крейсеров, а также тремя АПКР проекта 955 «Борей», сданных флоту в период 2012–2014 гг. Следующими идут пять лодок проекта 955А «Борей-А», заложенных в период 2012–2016 гг. и намеченных к вводу в строй в перспективе следующих трех-четырех лет. Головной крейсер улучшенного проекта «Князь Владимир» спустили на воду 22 ноября прошлого года. По состоянию на сегодняшний день он является самой современной подлодкой стратегического назначения в мире.
Беседуя с журналистами на церемонии в Северодвинске, Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Иванович Королев сказал: «Имея сейчас ракетные подводные корабли проекта «Борей», мы начали строительство «Борей-А», в последующем перейдем к созданию и строительству атомных подводных ракетоносцев «Борей-Б» и ракетных подводных крейсеров пятого поколения. Это наша программа кораблестроения и морская доктрина, утвержденная Верховным Главнокомандующим». Спустя месяц, на совместном заседании координационного совета ветеранских организаций и Главного командования ВМФ, главком конкретизировал ситуацию: «Основными направлениями развития флота станет поддержание на заданном уровне боевого потенциала морских стратегических ядерных сил за счет строительства ракетных подводных лодок типа «Борей-А» и «Борей-Б».
Переход к проекту 955А вызнан тем, что с момента выпуска документации на «Борей» прошло довольно длительное время. Открывающий серию крейсер «Юрий Долгорукий» заложили в1996 году и сдали флоту в 2012-м. Следующие два корабля, с закладками в 2004 и 2006 гг., строились по восемь-девять лет. Некоторое из установленного оборудования устарело; на последующих корпусах его место занимает более современное и качественное. В этом — главное, что отличает улучшенный «Борей-А». «В каждом проекте будут выполняться серии кораблей, как мы видим на примере заказов «Борей». К настоящему моменту построено три корабля, за ними идет модификация «Борей-А», в будущем будет «Борей-Б» и так далее. При этом сохраняется принадлежность кораблей к серии «Борей», — пояснил пару лет назад в беседе с журналистами генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Владимирович Вильнит.
В конце прошлого года о начале работ над «Борей-Б» сказал Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Валерий Васильевич Герасимов. «С 2018 года мы начинаем активно работать по этому проекту. Я думаю, что конкретные даты начала и сроки строительства кораблей мы определим по результатам первого этапа — то есть, формирования эскизного облика», — уточнил его слова главком ВМФ. Согласно источникам в промышленности, постройку планируется вести с 2023 года, в количестве минимум четырех корпусов, а первый корабль сдать флоту в 2026-м. По всей видимости, закупка определенного числа АПКР «Борей-Б» включена в Государственную программу вооружения на 2018–2027 годы (ГПВ-2027), текст которой был недавно утвержден Верховным Главнокомандующим. А вот подводные ракетоносцы следующего, пятого, поколения «… мы получим за пределами предстоящей госпрограммы вооружения, в районе 2030-х годов», — сказал заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Иосифович Бурсук.
Словом, работа по поддержанию и совершенствованию морского компонента Ядерной Триады носит плановый характер, с учетом циклов строительства, эксплуатации и вывода из строя кораблей предыдущих поколений. Подобная практика вызвана тем обстоятельством, что создание атомных подводных лодок представляет достаточно длительный процесс, начиная от постановки задачи, осмысления требований заказчика к следующему поколению военно-морской техники, и построение прогноза, чего нового промышленность сможет создать к конкретному моменту в будущем. «Сегодня мы уже работаем над новым проектом, вместе с флотом формулируем требования и пути реализации этих требований на будущем корабле. Работы носят достаточно закрытый характер. Главное — в том, что мы уже работаем над кораблем следующего поколения, который пойдет после завершения серии кораблей типа «Борей»», — пояснил гендиректор «Рубина».

Сравнение «Борея» с «Колумбией»

Ввиду высокой секретности, технической информации по кораблям улучшенного проекта «Борей» и класса «Колумбия» мало, но достаточно для небольшого сравнения. Внешние габариты кораблей близки: длина корпуса в пределах 170–171 метра, максимальный диаметр цилиндрической части 13,1–13,5 метров. У нашего крейсера водоизмещение в надводном положении составляет 14,7, полное подводное — 24 тысячи тонн. Первая цифра для «Колумбии» 18300, вторая — 23100 тонн. Разница объясняется особенностями архитектуры. Россияне предпочитают традиционную двухкорпусную (внешний и прочный корпуса), американцы — единый прочный корпус. Рабочая глубина погружения и максимальная скорость хода близки и составляют порядка 400 метров и 30 узлов, соответственно. Экипаж: 107 и 155 человек, что говорит о существенно более высокой автоматизации оте­чественных подлодок.
Оба типа подводных лодок несут одинаковое число пусковых шахт — шестнадцать. «Главным калибром» АПКР проекта 955/955А выступает твердотопливная баллистическая ракета Р-30 «Булава» (РСМ-56) с шестью специальными головными частями индивидуального наведения. Стартовая масса 37 тонн, дальность полета порядка 8–9 тысяч километров. Трехступенчатый Trident II D5 длиной 13,6 метра и пусковым весом 59 тонн способен нести блок из 8–12 разводящихся боеголовок, однако из-за ограничений, наложенных соглашениями по сокращению стратегических наступательных вооружений, разрешено ставить максимум шесть. Точные параметры дальности полета засекречены; пресса приводит цифры 7840 км для максимальной полезной нагрузки и 12 тысяч километров варианта с уменьшенной забрасываемой массой. «Булава» принята на вооружение в 2013году, американский «трезубец» — 1990-м. Наша ракета на 22 тонны легче, пару метров короче и 10–11 см уже, но при этом, учитывая договоренности по СНВ, несет столько же боеголовок на сопоставимую дальность.
Важнейшей характеристикой субмарины является уровень скрытности. Отечественные атомоходы первого поколения по шумовым параметрам значительно уступали американским; по мере перехода к следующим поколениям отставание постепенно сокращалось. Обе стороны продолжают настойчивые усилия по снижению уровня физических полей подводных лодок. Сами американцы считают свои субмарины самыми малошумными в мире, но многие независимые эксперты отмечают значительные достижения российских специалистов в данной области, позволяющие говорить о паритете с Западом. «На кораблях проекта «Борей» установлено оборудование, которое отличает низкий уровень шума, проведена серия мероприятий по снижению шумности», — отмечал ранее руководитель «Рубина». По его словам, введенная за последние годы в строй подводная техника работает в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней государственным заказчиком, ее характеристики устаивают Военно-морской флот, а сами корабли получают положительные отзывы экипажей. При переходе к «Борей-А» и, в дальнейшем, «Борей-Б», идет последовательное повышение уровня скрытности наших подводных крейсеров.


«Отечественная школа подводного кораблестроения сохранила и развивает свои лучшие традиции, фундаментом которых является блестящая работа и высокая ответственность ученых, конструкторов, судостроителей. Все это в комплексе позволяет идти в ногу с научно-техническим прогрессом, а зачастую и обгонять его на несколько шагов», — отметил главком ВМФ России в своей речи на спуске «Князя Владимира».

Полную версию статьи читайте печатном номере журнала.

 

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2018 год. Издание выходит с 2012 года с периодичностью 6 раз в год.

Стоимость годовой подписки — 9 000 руб.

По вопросам подписки или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву (sbuga1960@yandex.ru+7 (916) 337-14-17)