Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2(34) за 2018 г.

Максим Казанин

Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая в настоящее время располагают одним боеготовым авианесущим кораблем, еще один находится на стадии достройки, третий корабль заложен на стапеле. По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, если судостроительные предприятия поддержат темп постройки авианосцев по одному кораблю каждые пять–шесть лет, то четвертый, пятый и шестой авианосцы будут заложены в 2024, 2030 и 2036 годах соответственно. Однако существует иная точка зрения, согласно которой китайские судостроительные предприятия выполнят программу комплектования шести авианосных ударных групп из расчета начала строительства еще трех авианесущих кораблей в 2024, 2027 и 2030 годах. В таком случае шестая АУГ достигнет полной боеготовности не позднее 2035 г.

По данным органов военной разведки Японии, военно-политическое руководство КНР неоднократно инициировало разработку авианесущего корабля силами национального оборонно-промышленного комплекса. Так, в рамках «Проекта 707» (утвержден в июле 1970 г., закрыт в сентябре 1971 г.) была предпринята первая попытка спроектировать корабль, который обеспечивал бы действия палубной авиации и сил морского десанта одновременно. Затем, в рамках «проекта 891» (утвержден в январе 1989 г., закрыт в 1998 г.), была предпринята попытка спроектировать корабль, который должен был обеспечивать действия палубной авиации.
Очевидно, что второй проект был закрыт с учетом перспективы приобретения в 2002 г. на Украине за 20 млн долл. США недостроенного советского тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Варяг» (советский проект 11435 — второй корабль в серии, аналог российского ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»). Корабль, находившийся в готовности по корпусу примерно на 67%, был отбуксирован на судостроительный завод в г. Далянь, куда также были приглашены украинские судостроители, действовавшие под «вывеской» компании, осуществляющей ремонт судов для их соответствия морскому регистру. Китайские специалисты признают, что тесное знакомство с кораблем и консультации с его строителями позволило им сэкономить 8–10 лет только на проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Для модернизации авианесущего корабля на территории Судостроительного завода № 1 г. Далянь были построены крытый сборочный цех длиной 400 метров и сухой док длиной 360 метров, которые позволят в будущем строить более крупные авианесущие корабли, в том числе с атомной энергетической установкой.
Отметим основные вехи процесса достройки и подготовки первого авианесущего корабля ВМС НОАК. Так, в апреле 2005 г. будущий «Ляонин» (назван в честь провинции, в которой находится г. Далянь) был заведен в сухой док для проведения инспекции подводной части и начала работ на стапеле, которые были фактически завершены к 27 июля 2011 г.
Суммарная стоимость проведенных работ оценивается в 10 млрд юаней, за этот период китайские судостроители из Даляня и Шанхая прошли серьезную практику. По расчетам китайских специалистов, «Ляонин» который официально введен в состав ВМС НОАК 25 сентября 2012 г., должен прослужить в течение 35 лет. В результате проведенных работ по перепроектированию внутренних помещений корабля и установке современного цифрового радиоэлектронного оборудования стандартное водоизмещение «Ляонина» составляет 55000 тонн, а полное достигает 67500 тонн. Численность экипажа составляет 1000 человек.
Известно, что китайские и украинские специалисты не стали переделывать полетную палубу, оставив трамплин с углом наклона в 14 градусов. Однако полностью была заменена система ПВО корабля. Некоторые китайские специалисты утверждают, что китайские конструкторы излишне упростили и даже ослабили ПВО в сравнении с советским пр. 11435, поскольку разместили всего три одиннадцатиствольные зенитные установки H/PJ-11 (также известны как «Тип 1130») калибра 30 мм и три механизированные пусковые установки зенитных управляемых ракет «Морское красное знамя 10».

Китайские специалисты в области судовых силовых установок смогли скопировать котлотурбинные агрегаты (КТА) советского производства, которые в КНР получили обозначение ТВ-12 (по другим данным TY-12). По данным китайских источников, на «Ляонине» установлены четыре КТА ТВ-12 суммарной мощностью 150 000 л. с. и еще 8 КТА повышенного давления (работают на дизельном топливе), которые добавляют еще 50000 л. с. Известно, что данный комплекс КТА позволяет «Ляонину» уверенно поддерживать скорость 30 узлов на протяжении пяти часов. Следует отметить, что китайские специалисты тщательно анализируют КТА российского производства КВГ-6М (они располагают трехмерными чертежами и рисунками агрегатов), которые, по их мнению, позволят единственному российскому авианесущему крейсеру проявить все свои возможности.
Стандартная и максимальная емкость топливных танков (мазут) составляет 6000 и 8000 тонн соответственно. По оценкам обозревателей китайских военно-технических изданий, для полной подготовки авианосца к походу необходимо от трех (при работающих КТА повышенного давления) до десяти часов.
Известно, что китайские специалисты прорабатывают возможность применения двух тяжелых газотурбинных двигателей R0110, которые по данным проведенных испытаний обладают максимальной мощностью 150000 л. с. (114500 кВт) и ресурсом в 200000 часов. Два таких ГТД позволят авианосцу «Ляонин» развивать скорость 35 узлов, а более тяжелым перспективным кораблям обеспечат скорость 30 узлов. Следует отметить, что появление таких турбин, равно как и серийное производство некоторых компонентов палубных истребителей, стало возможным после появления в КНР гидравлического пресса, обеспечивающего давление 80000 тонн.
Согласно данным, полученным в ходе нескольких морских учебно-боевых походов, при постоянной скорости 18 узлов (минимальная разрешенная скорость для проведения полетов палубных истребителей) корабль потребляет 390 тонн мазута в сутки, одной заправки топливом в объеме 6000 тонн китайскому авианосцу достаточно на 15 дней хода в таком режиме.
При стоимости мазута 2169 юаней/тонна цена такого выхода в море составляет 13 млн юаней, т. е. около 130 млн рублей. Следует учитывать, что традиционно продолжительность учебно-боевого похода «Ляонина» составляет 38–40 суток, при этом корабль проходит свыше 4200 миль. Стоимость только судового топлива на такой период боевой учебы достигает 31 млн юаней или 310 млн рублей.
Судостроительное предприятие в г. Далянь находится под пристальным вниманием органов военной разведки Японии. Так, по их данным, китайские и украинские конструкторы приняли решение частично убрать вертикальные пусковые установки противокорабельных ракет П-700, которые были размещены под летной палубой. Даже этой сравнительно небольшой модернизации проекта было достаточно для увеличения вместительности авиационного ангара: там можно разместить 24 тяжелых истребителя «Цзянь-15» (т. е. стандартный авиаполк в составе трех эскадрилий), которые по своим линейным размерам не отличаются от российских палубных истребителей Су-33. Стоимость одного истребителя «Цзянь-15» достигает 400 млн юаней, т. е. стоимость полкового комплекта (25 самолетов) 10 млрд юаней, а бригадного (36 самолетов) уже 15 млрд юаней.
В состав палубной авиагруппы входит 12 вертолетов различного назначения:

  • 6 вертолетов противолодочной обороны (ПЛО) Z-18F;
  • 4 вертолета дальнего радиолокационного дозора (ДРД) Z-18Y;
  • 4 вертолета поисково-спасательной службы (ПСС) Z-9C.

Однако до сих пор в ходе всех учебно-боевых походов на корабле было дислоцировано только половина от указанного количества винтокрылой техники. Следует отметить, что на большинстве надводных кораблей ВМС НОАК дислоцированы вертолеты ПЛО типа Z-9 «Черная пантера», которые в перспективе могут заменить более тяжелые «Z-20».
Вертолеты ДРД Z-18Y способны барражировать в течение трех часов на удалении 100–150 км от авианосца. При высоте полета 5000 метров бортовая радиолокационная станция (РЛС) кругового обзора должна обеспечивать обнаружение крупных надводных и воздушных целей на удалении 250 км, а маловысотных целей на удалении 150 км, что в совокупности позволяет увеличить время на для реакции дежурных сил АУГ на 10–12 минут.
Вертолеты ПЛО Z-18F при помощи носовой РЛС ZLC-1 способны обнаруживать крупные надводные корабли на удалении 150 км, малоразмерные ракетные катера на дальности 100 км, а рубки подводных лодок на дальности 50 км. Борьба с ПЛ вероятного противника осуществляется при помощи легких авиационных торпед «Рыба-7К», которые при массе 235 кг оснащены боевой частью массой 45 кг, на постоянной скорости 40 узлов могут преодолевать 14 миль. Для борьбы с надводными целями вертолет Z-18F может быть вооружен легкими противокорабельными ракетами (ПКР) «Инцзи-9» (масса 105 кг), с дальностью пуска 18 км. Рассматриваемый вертолет обеспечивает применение четырех указанных торпед или ракет.
Для обеспечения действий всей группировки палубной авиации на «Ляонине» предусмотрены топливные танки суммарным объемом 5600 тонн. Известно, что для обеспечения вылета всех 24 истребителей необходимо заправить 192 тонны керосина.

Полную версию статьи читайте печатном номере журнала.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2018 год. Издание выходит с 2012 года с периодичностью 6 раз в год.

Стоимость годовой подписки — 9 000 руб.

По вопросам подписки или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву (sbuga1960@yandex.ru+7 (916) 337-14-17)