Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (41) за 2019 г.

Алексей Леонков, Виктор Мураховский

Последние боевые операции в арктических широтах проводились более 75 лет назад, когда северные морские конвои из США и Великобритании доставляли в Советский Союз вооружения и военную технику морским путём. С тех пор Арктика была объектом изучения для учёных-полярников и местом проведения короткой навигации по Северному морскому пути (СМП). Присутствие армейских подразделений за Полярным кругом было локализовано в отдельных гарнизонах, самым крупным из которых была база Северного флота.

Ситуация в Арктике начала меняться после того, как произошли изменения в климате и арктические льды, затруднявшие проход судов с грузами, отошли на 200-300 км от берега, сделав доступной круглогодичную проводку судов от Берингова пролива до Мурманска. Помимо этого, были разведаны новые месторождения углеводородов, которые могут содержать до 90 млрд баррелей нефти (13% всех разведанных мировых запасов) и 47,2 трлн кубометров природного газа (27% всех разведанных ресурсов). Не исключено, что с улучшением климата и активизацией Россией программ экономического развития северных территорий будут открыты пригодные к добыче новые источники полезных ископаемых. Чтобы узаконить эксплуатацию новых месторождений, Россия провела исследования подводных хребтов Ломоносова и Менделеева в 2001 году, после чего подала заявку в Комиссию ООН на установление новой морской границы в Арктике с увеличением исключительной экономической морской зоны до 350 миль.
В 2012 году Американский национальный совет по разведке (НСР) опубликовал доклад «Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры», где дал прогноз возникновения дефицита энергоресурсов к 2030 году. В этом докладе Арктика рассматривается как альтернативный источник углеводородов, т.к. уже разведанные северные месторождения могут обеспечить экономику США запасами нефти на 60 лет, а газом на 400 лет.
До 2013 года НАТО не считала приоритетом усиление постоянного военного присутствия в Арктике, однако, после публикации этого доклада стратегические планы в отношении Арктики были пересмотрены. Формальным поводом стала принятая в 2013 году «Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г.» Помимо США, Канады и Исландии, интерес к Арктике проявили 24 государства, среди которых Великобритания, Южная Корея, Япония, Швеция, Финляндия, Бразилия, Индия и Китай. Естественно, эти страны начали формировать военные и экономические союзы по защите своих интересов в Заполярье.
Китай заявил свой интерес в развитии северных территорий России, включив Северный морской путь в глобальный экономический проект «Новый Великий шелковый путь» (НВШП). К этому проекту, помимо России и Китая, присоединились страны Центральной Азии и Ближнего Востока. Члены Европейского Союза пытаются усидеть на двух стульях – с одной стороны они поддерживают военные претензии США к Арктике, с другой хотят стать участниками проекта НВШП.
Таким образом, наблюдается признаки нарастающего конфликта интересов стран Европы и США, с одной стороны, России и стран Азиатского континента, с другой. Этот фактор начал менять баланс сил в арктическом регионе.
Баланс сил: блок НАТО
В начале 2009 году Президентом США Бараком Обамой была издана Директива № 66, в которой говорится: «У США имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полетов авиации».
С появлением этой Директивы начали прорабатываться программы и стратегии по изменению баланса сил в Арктике. Как известно, у США отсутствуют крупные военно-морские базы в арктическом регионе, которые должны обеспечивать круглогодичное базирование флота. ВМС США могут лишь частично выполнить задачи в Арктике и то только подводными лодками из-за того, что строительство ледоколов не было приоритетным направлением в программах развития американского флота. Помимо этого, действие флота США в арктических широтах ограниченно отсутствием глубоководных портов, способных принять авианосцы. Низкую операционную доступность кораблей ВМС в Заполярье подтвердило моделирование боевых операций, которое провела Военно-морская академия США. Доклад академии констатировал тот факт, что флот США «недостаточно готов для долговременных операций в Арктике», поскольку ему не хватает «кораблей, способных пробивать лед и обеспечивать поддержку передовых военных баз».
Лучше обстоят дела с наземной группировкой войск – США разместили на Аляске 27 тысяч военнослужащих, обеспечивающих работу и безопасность развернутых комплексов и систем ПРО. Помимо этого, в 2012 году 525-я эскадрилья 3-го авиакрыла объединенной базы Эльмендорф-Ричардсон начала получать новые истребители F-22. Таким образом, военная группировка США на Аляске уже насчитывает 14 кораблей береговой охраны, до 70 боевых самолётов, в том числе 42 истребителя F-22, и комплексы ПРО. Помимо этого, на территории Аляски есть 9 пунктов базирования для кораблей и подводных лодок, 28 аэродромов способных принять до 600 боевых самолётов, авиационный полигон и два специализированных учебных центра по подготовке к ведению боевых действий в особых условиях.
По мнению аналитиков из Пентагона, такое количество вооружённых сил в Арктике недостаточно для того, чтобы вести диалог с Россией с позиции «силового сдерживания». Поэтому в 2013 году была принята стратегия «Арктическая дорожная карта» (Arctic Road map: 2014–2030), в которой изложены приоритеты целей и возможных действий США в Арктике, а также  указана высокая вероятность возникновения локальных конфликтов в Арктическом регионе, «несмотря на мирные намерения арктических наций». На основе этой стратегии был разработан и принят «План внедрения национальной стратегии в Арктическом регионе» (Implementation Planfor The National Strategy for the Arctic Region), в котором, в частности, говорится о том, что США смогут проводить любые военные операции в зоне Арктики в среднесрочной перспективе – оборонительные и контрнаступательные, а в долгосрочной перспективе – наступательные. Безусловно, для реализации этого Плана потребуются крупные инвестиции из бюджета Пентагона.
Главная роль в арктических операция по-прежнему отводится ВМС США, которые должны получить дополнительные инвестиции для создания новых типов кораблей (подводных лодок) и военной инфраструктуры адаптированных к условиям ведения боевых действий в экстремальных условиях северных широт. Безусловно, основной ударной силой флота США остаются крылатые ракеты морского базирования, которые в совокупности с силами и средствами воздушного нападения должны создать кратное огневое превосходство над силами ПВО противника. Поэтому на модернизацию сети военных аэродромов (создание теплых ангаров и резервуаров хранения ГСМ), способных обеспечить эффективность действий ВВС США в небе Арктики, также выделяются значительные инвестиции. Армейские подразделения северного контингента США должны быть обеспечены военной техникой и комплексами ПВО, адаптированным к ведению боевых действий в полярных широтах, а экипировка экипажей и военнослужащих сухопутных войск должна обеспечивать длительное комфортное пребывание при низких температурах.
Помимо этого, стратегический партнер США в Арктике – Канада, приняла новую стратегию, в которой в качестве приоритетов были обозначены: строительство патрульных кораблей ледового класса, модернизация и создание океанских ледоколов, оборудование глубоководной базы на Канадском Арктическом архипелаге, создание специальных сухопутных сил в северном регионе.
В 2009 году бывший глава Минобороны Норвегии Торвальд Столтенберг обнародовал доклад с проектом Нордического пакта, предполагающим образование «Арктического НАТО» – блока, куда войдут военные и пограничные силы, разведслужбы, центры защиты от кибератак, а также система координации действий в Арктике стран Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы.
С 2009 года страны НАТО ежегодно проводят международные военные учения в северных широтах. Последние прошли в 2018 году: весной учения флотов Великобритании и США – ICEX, а осенью - глобальные учения блока –Trident Juncture на сухопутных и морских полигонах Норвегии, Исландии и Канады.
Баланс сил: Россия
В 90-е годы, в результате развала СССР, Вооруженные Силы Российской Федерации фактически ушли  из Арктики. Были расформированы части ВВС и ПВО, которые перестали отслеживать воздушную обстановку, сокращён Северный флот. Контроль над военной безопасностью в Арктике был утрачен.
Однако, в северных широтах оставались работающие предприятия топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, горнодобывающей, металлургической и атомной промышленности, морские и речные порты, аэродромы и оборудованные взлетно-посадочные полосы, объекты морской инфраструктуры, которые по-прежнему были критически важными для обороноспособности России.
Малочисленность постоянно проживающего за Полярным кругом населения и формирование рабочей силы предприятий за счет «вахтового метода» приводили  к дефициту людских мобилизационных ресурсов, что не позволяло в сжатые сроки обеспечить доукомплектование воинских частей и соединений в случае агрессии со стороны вероятного противника.
Несмотря на то, что Кольский полуостров, Камчатка и Чукотка были прикрыты силами Северного и Тихоокеанского флотов, большая часть береговой линии морей, входящих в акваторию Северного Ледовитого океана, оставалась незащищенной от атак со стороны вооружённых сил вероятного противника. Неразвитые транспортные коммуникации и суровые климатические условия зачастую делали города и посёлки Крайнего Севера изолированными на длительный период времени и затрудняли оказание быстрой помощи. Появление в 2004 году в составе ВМС США новых подводных лодок класса Virginia, способных не только нести ударное оружие, но и скрытно высаживать на берег диверсионно-разведывательные группы, еще больше обострило военную угрозу.
Такое положение дел не могло продолжаться долго, т.к. арктический регион для России является стратегически важным, ибо обеспечивает прямой выход в Атлантику, безопасность развернутых в регионе стратегических ядерных сил, защиту промышленных комплексов, стабильность развития экономики  и военно-промышленных комплексов, надежность судоходства по Северному морскому пути.
Рассмотрев текущие и прогнозируемые проблемы российского присутствия в Арктике, руководство России приняло ряд мер, которые определили долгосрочные принципы государственной и военной политикив регионе.
Так в течение 2015–2016 гг. были завершены работы по развёртыванию и обустройству шести военных баз в российском заполярье: на островах Котельный, Средний, Земля Александры, Врангеля, архипелага Новая Земля и на мысе Шмидта. Построены и реконструированы военные городки замкнутого цикла, военные аэродромы, боевые позиции частей и подразделений ПВО и ВКС.
Сейчас эта разветвлённая инфраструктура, группировка сил и средств включена в оперативно-стратегическое командование «Северный флот», получившее  статус военного округа в 2019 г. До 2020 г. намечено возведение дополнительных объектов, завершение сплошного радиолокационного поля ПВО, совершенствование аэродромной сети с тем, чтобы иметь самодостаточные межвидовые мобильные группировки войск и сил, взаимодействующие между собой в информационном поле.
Мобильная система ПВО
Мобильность отдельных воинских подразделений, размещенных на военных базах и опорных пунктах, позволяет контролировать практически всю прибрежную территорию Заполярья. На постоянно проводимых военных учениях в Арктике отрабатываются задачи по быстрой передислокации формирований с целью отражения атак со стороны моря, ликвидации захваченных плацдармов и уничтожения высадившегося десанта вероятного противника.
Важной задачей прикрытия действия мобильных подразделений от средств воздушного нападения и высокоточного оружия является организация подвижной высокоэффективной противовоздушной обороны. В качестве основного комплекса ПВО, который способен обеспечить защиту группировки войск в ППД на марше, в районах развертывания и в зоне боевых действий, а также особо важных объектов, был выбран ЗРК «Тор-М2», созданный Ижевским электромеханическим заводом «Купол» (входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»).
Как известно, на развитие военной инфраструктуры и эксплуатацию вооружения и военной техники в Арктической зоне существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • преобладание озерно-болотистой и тундровой малозаселенной местности;
  • долгая холодная зима;
  • колебания температуры окружающего воздуха от +20 до -60 °С;
  • порывы ветра, достигающие 30–35 м/с;
  • слабо развитая геодезическая сеть, труднодоступный характер местности, бедной ориентирами и контурными точками;
  • частые туманы и моросящие дожди.

При создании арктического варианта, получившего название «Тор-М2ДТ», учитывались все эти особенности. Боевые средства ЗРК «Тор-М2ДТ» размещены на двухзвенном гусеничном вездеходе ДТ-30 «Витязь» повышенной проходимости. Вездеход способен передвигаться по заболоченной и заснеженной пересеченной местности, в ситуации полного бездорожья, преодолевать снег, ледовые торосы и водные преграды. Возможности «Витязей» были наглядно продемонстрированы в марте 2017 года в ходе беспрецедентного 2400 километрового пробега по маршруту Тикси – остров Котельный – мыс Святой Нос – пролив Лаптева – пролив Санникова – Тикси. Вездеход сохраняет ход при потере гусениц, преодолевает водные преграды на плаву, способен действовать в условиях экстремально низких температур (ниже −60 °С), ему не страшна метель с силой ветра свыше 35 м/сек.
Отличительная особенность ЗРК семейства «Тор» (отдельный боевой модуль с  антенно-пусковым устройством и транспортно-пусковыми контейнерами зенитных управляемых ракет (ЗУР), размещенными с заглублением внутри корпуса боевой машины) положительно сказалась при конструировании арктического варианта. Во-первых, боевой модуль вписался в конструкцию прицепа вездехода ДТ-30, а во-вторых, ЗУР и отсек управления боевой работой имеют не только защиту от осколочных поражающих элементов СВН, но и тепловую защиту от внешних экстремальных температур. Помимо этого, боевой расчет ЗРК «Тор-М2ДТ» во время движения и на дежурстве может располагаться в модуле жизнеобеспечения в первом звене вездехода.
Боевые средства ЗРК «Тор-М2ДТ» в большой степени унифицированы с ЗРК «Тор-М2». Поэтому он способен сбивать малоразмерные (с площадью ЭПР менее 0,1 м2) средства воздушного нападения, летящие со скоростью до 700 м/сек. ЗРК семейства «Тор» способны круглосуточно эффективно противостоять на поле боя самолетам тактической авиации, вертолетам, разведывательно-ударным беспилотным летательным аппаратам, в т. ч. малоразмерным, противорадиолокационным ракетам, низколетящим крылатым ракетам, управляемым бомбам, другим средствам воздушного нападения. В настоящее время тактических СВН, способных прорвать оборону «Тора», фактически не существует.
Боекомплект ЗРК «Тор-М2ДТ», также как и «Тор-М2», составляют 16 зенитных управляемых ракет 9К338, которые могут стартовать через 5-10 сек после обнаружения цели средствами радиолокации, с интервалом пуска 2,5 сек. Одновременный обстрел по четырем воздушным целям, имеющим различные скоростные и маневренные характеристики, может вестись как с закрытых позиций, так и на марше при скорости вездехода до 45 км/час. Вероятность поражения цели оценивается как близкая к 100%, что позволило отказаться от использовавшейся ранее практики одновременного обстрела одной цели двумя ЗУР.  «Торы» работают по принципу: «одна цель – одна ракета».
Помимо этого, ЗРК «Тор-М2ДТ» может работать совместно с ЗРС С-300В4 через сопряжение боевых машин, что позволяет применять различные варианты противовоздушной обороны при отражении атак СВН различного типа. В настоящее время ведутся работы также по сопряжению ЗРК «Тор» с ЗРК средней дальности «Бук-М2/М3».  Это позволит создать мобильную систему ПВО с боевым информационным пространством зенитно-ракетных систем, взаимодействующих с межвидовыми РЛС, которые формируют сплошное радиолокационное поле по всему побережью Заполярья.
В августе-сентябре 2019 года ЗРК «Тор-М2ДТ» предстоит подтвердить свою высокую эффективность на стратегических командно-штабных учениях «Центр-2019», которые пройдут, в том числе, и в районе Севморпути.  

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru