Американские вертолеты UH-60S Black Hawk, которые США начали поставлять вооруженным силам Афганистана на замену российским Ми-17, менее эффективны и сложнее в обслуживании. Об этом говорится в докладе офиса генерального инспектора Пентагона.

UH-60S

Доклад Пентагона

«Переход  c Ми-17 на UH-60S Black Hawk («Черный Ястреб») выявил несколько проблем, которые до сих пор не решены», — говорится в докладе, — вертолеты Black Hawk не имеют грузоподъемности Ми-17», сообщает американский портал TheDrive.

Передача UH-60S Афганским летчикам. На вертолете отсутствуют пылезащитные устройства.

«Они не в состоянии разместить некоторые из более крупных грузов Ми-17, которые могут перевозить, и в целом для транспортировки груза одного Ми-17 требуется почти два UH-60S, — заявляют высокопоставленные американские военные. — Кроме того, в отличие от русского Ми-17 Black Hawk не могут летать на больших высотах и в итоге не могут действовать в отдаленных районах Афганистана, где действуют Ми-17».

Все эти заявления вполне закономерны, и если про грузоподъемность вертолета, сложность и дороговизну его обслуживания говорить бессмысленно — вертолет создавался применительно к стандартам и требованиям армии США и НАТО для равнинного театра военных действий (читай Европа – ред.), то про неспособность полноценно работать на большой высоте поговорить стоит.  

Афганские проблемы

В Афганистане американцы столкнулись с непривычными для себя, более того, экстремальными условиями полета и обслуживания авиационной техники. Высокогорье, пыль, отсутствие какой-либо внятной инфраструктуры, кроме своих собственных баз, конечно, и совсем недружественное население. Это касается не только знаменитого распиареного «Черного ястреба», это касается всех вертолетов: и AH-64 Apache Longbow,  и CH-47 Chinook, и других машин, оснащенных турбовальными двигателями. С ростом высоты мощность таких двигателей падает, а расход топлива растет. Это физика, а точнее термодинамика.

UH-60S в Афганистане

Давным-давно СССР тоже столкнулся с такой проблемой, и было это именно в Афганистане. Тогда, как любит говорить целый пласт нашего народонаселения, «отсталый совок» в очень короткий период решил эту проблему. Америка сталкивается с Афганским фактором уже много лет и, что интересно, воз проблем до сих пор стоит на месте. Не делся никуда.

Проблема

Технически проблему потери мощности двигателя с увеличением высоты можно описать так: в реактивном двигателе воздух надо сильно сжать перед тем, как впрыснуть в него топливо, и потом его поджечь. Только тогда мы получим на выходе мощную тягу.

За сжатие отвечает газогенератор двигателя, его еще называют компрессор. Чем менее плотный воздух, а на высоте его плотность снижается, тем сложнее его сжать до нужной величины, и, соответственно, чем меньше он сжат, тем меньшую энергетику мы получим на выходе из двигателя.

Решение

Как у нас решается эта проблема, мы спросили преподавателя Сызранского Высшего вертолетного училища (ныне Сызранский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»), кандидата технических наук, военного летчика, подполковника Полуяхтова.

Ми-8 МТВ

«Есть такое понятие “расчетная высота двигателя”, для наших ТВ3-117ВМ она составляет 1750 метров. До этой высоты максимальная мощность не снижается», — сказал Вячеслав Полуяхтов.

«Это получается, потому что мощность наших двигателей у земли искусственно «срезана», и остается одинаковой до расчетной высоты двигателя. Такой подход позволяет уменьшить нагрузку на газодинамический тракт двигателя при малых высотах, увеличить его надежность и срок службы», — заметил подполковник Полуяхтов.

UH-60 Black Hawk в Абу-Даби, ОАЭ

Что же касается двигателей General Electric T700-GE-701C, установленных на UH-60S Black Hawk, то они не обладают таким скрытым запасом мощности, и поэтому с повышением высоты их КПД падает, что несомненно отражается на летно-технических характеристиках американского вертолета. Американец вынужден постоянно работать на пределе. Повторюсь — СССР с этой проблемой справился быстро. Американцы не справились до сих пор.

Пыль, грязь и прочие гадости войны

В Афгане большие проблемы с водой и там очень пыльно. А пыль — это страшный и коварный враг для всех вертолетных двигателей, ведь винты ее поднимают в воздух тоннами, и часть этого пыльного «компота» попадает в сами двигатели. Ротор турбокомпрессора вращается со скоростью почти 20 000 оборотов в минуту. Только представьте, что происходит с лопатками турбокомпрессора в такой абразивной среде? Как быстро песчинки сдерут с них слой металла и изменят характеристики лопаток в совсем не лучшую сторону?

UH-60 Black Hawk в Абу-Даби, ОАЭ

Спасают от этого пылезащитные устройства (ПЗУ) — этакие нашлепки, установленные на входе в двигатель. Эти устройства помогают отсеять пыль и песок, направляя в двигатель очищенный воздух. Правда, эти устройства меньше пропускают воздуха и отнимают до 10 % мощности у двигателя, особенно на максимальных, взлетных режимах работы.

У американцев есть такие устройства, правда, как показал Ирак и Афганистан, они не так эффективны, как российские. Хотя если вы посмотрите на фотографии именно афганских бортов, то увидите что они без ПЗУ, в отличие от машин поставляемых в ОАЭ (тоже на фото).

И самое главное — если двигатель «Черного ястреба» не имеет запаса по мощности и на высотных площадках и так работает на пределе, то забрать у него еще 10 % мощности на борьбу с пылью смерти подобно. А если не забрать, то пыль быстро выводит нежный американский движок из строя.

Ми-171Ш на выставке HeliRussia 2018

Практика эксплуатации показала, что межремонтный ресурс двигателей на американских вертолетах в Афганистане по факту уменьшился до 1,5 раз, а в некоторых случаях и до 2 раз.  Тяжко воевать высокотехнологичному американскому оружию в «нецивилизованных» условиях. Ломается оно.

Помните, как во Вьетнаме американцы выбрасывали свои М-16 и брали в руки советские АК? Вот и с вертолетами все точно так же. Ничего не поменялось. Мы продолжаем делать хорошие и надежные вещи.

Дмитрий Дрозденко

  

 

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru