Про представленный на выставке HeliRussia-2018 новый российский легкий вертолет VRT500 мы уже писали. Сейчас поговорим про его будущий выход в свет, ведь по планам разработчика это должно случится достаточно скоро, а выходить он будет на очень конкурентный рынок. Здесь все места под солнцем уже заняты, и отвоевывать их придется с боем.

 

Мы говорим про наш рынок, ну а если это Америка, пусть даже Латинская, то драться будем с кровью. В той Америке есть много своих, в широкополых шляпах и с «кольтами». Могут и «дырок» наделать.

Парень из Калифорнии

Вертолетная серия, созданная Френком Робинсоном, — это пример коммерческой гармонии и успеха на рынке. «Прост как велосипед и надёжен как автомат Калашникова», — это про вертолеты компании  Robinson Hellicopters. А еще он дешев, даже R66 с турбовальным движком вгоняет всех конкурентов в нокдаун низкой ценой и эксплуатационными издержками.

 

К его заметным недостаткам можно отнести упрощённую механику, управление и качающийся совмещённый горизонтальный шарнир несущего винта, что накладывает ограничения на полет. Из-за отсутствия разнесенных горизонтальных шарниров уменьшается управляющий момент на винте.

Вертолет «боится» энергичного вывода из горки или перевода в пикирование. Ему категорически противопоказаны отрицательные перегрузки, да и вообще динамичное маневрирование. Это повышает опасность эксплуатации в лихих и неумелых руках. Что странно, приборное оборудование на вертолете в основном аналоговое, хотя есть и элементы цифрового.

Полная «цифра» легче и дешевле аналога. Но на вопрос к представителям в России мы услышали вполне стандартное и заученное: «Так решил производитель… Так легче переучиться с R44». Ничего нового.

Положительного в творении Френка Робинсона много, и главное — это соотношение цена/качество. Продается он как горячие пирожки с повидлом. Вкусные.

Красавчик Bell

Если сравнивать Bell-505 Jet Ranger X с Robinson R66, то, на мой взгляд, между ними лежит пропасть. Пропасть не только в силовой установке, но и в том, что Робинсон большей своей частью остался на финале прошлого века, а Bell представляет собой уже машину этого. Он взял лучшее от 206 машины и вышел на принципиально новый уровень.

 

Удачная компоновка, полноценная втулка несущего винта, мощный двигатель с FADEC, полная «стеклянная» кабина от Garmin вкупе с относительно низкой стартовой ценой  делают его весьма и весьма привлекательным. Вишенкой на торте является применение системы технического обслуживания MSG-3, которая позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы, и бонус на первый год обслуживания.

Кроме того, у Bell самая большая кабина в своем классе (пока не появился VRT500), плоский пол, позволяющий легко переконфигурировать вертолет в нужную модификацию. На настоящий момент продано более 40 машин, твердый спрос на самое ближайшее время составляет свыше 300 единиц.

Более подробно про эту машину нам рассказала Екатерина Грановская, руководитель департамента продаж группы компаний «Хелипорты России»:

«Мы ожидаем высокий спрос на данный вертолет. Он является конкурентом R66 и, на мой взгляд, избавлен от многих его недостатков. Улучшены геометрические, размер салона и багажника и летные характеристики. К нему достаточно живой интерес со стороны клиентов, и уже идут предварительные встречи и переговоры. Что касается цены, то она несколько выше своего конкурента R66 и установлена в пределе  $1911–1916 тыс.

Стоимость R66 начинается от $1300 тыс. в минимальной комплектации, а с автопилотом — $1600 тыс. Данная цена включает в себя таможенную отчистку и все налоги в России. К стоимости самого вертолета добавляется таможенная пошлина 13% и НДС 18%. Кроме того, для полетов в России требуется минимальный комплект опций, который тоже увеличивает стоимость машины».

 

Что касается эксплуатации, то эти затраты по Bell 505 Ranger Jet X и Robinson 66 сравнить просто невозможно по одной простой причине – данных по Bell в России пока нет. Но, может, в ближайшее время мы увидим, как она справляется с нашими сложными погодными условиями. Что касается R66, то можно сказать, что вертолет хорошо себя показал. Он справился с нашим холодным климатом и успешно летает в Якутии и в Магадане, –40 ему нипочем.

 Аккуратный европеец

Как можно забыть про старушку Европу! Она же не сидит на завалинке, а творит и совсем не останавливается. Это не ирония — знакомьтесь, EC-125. Он, конечно, выбивается из ряда «до 2-х тонн», но вполне соответствует ему по эксплуатационным параметрам.

 

Производитель хвалит себя от души: «Модель H125 (ранее известная как AS350 B3e) превосходит все остальные однодвигательные вертолеты в своем классе, … суммарный налет вертолетов этой модели в мире превысил более 30 миллионов летных часов».  С последним изречением спорить не буду, а предыдущее оставлю на совести PR-службы.

Впрочем, все это только подчеркивает легкий лоск европейца. Машина действительно достойная и многофункциональная. В ее описании вы обязательно найдете это слово и «плоский пол». Так уж сложилось, что это одно из главных конкурентных преимуществ.

 

В кабине установлена система МФИ  - VEMD®. Она разработанная специально для вертолетов Airbus и  обеспечивает существенное снижение нагрузки на пилота в полете.

Все хорошо, но цена европейца несколько кусается — в среднем по рынку $2 200 тыс. Совсем нескромно для простого советского европейского труженика. Но наверное качество того стоит.

Здесь уместно вставить отзыв от профессионального пилота — Александра Подгорнова. Он летал на многих типах российских машин, а сейчас пилотирует EC-135. Комментарий касается автопилота: «Наш автопилот (на ЕС135) очень хорошая помощь при ночи и ППП. Особенно ППП. Ситуации бывают разные, воздушное пространство сильно загружено, но «железного брата» включил и гораздо больше внимания уделяешь анализу обстановки и принятию решения. Нет того напряжения, когда управления не бросишь и навигацией заниматься надо».

Что дальше?

Вот здесь все пока и заканчивается. Заканчивается, потому что пока нет информации для дальнейшего разговора. Нет летающего вертолета — нет фактических данных, а загадывать дело совсем неблагодарное.

Сравнение конкурентов

Характеристика

Robinson R66

VRT-500

Bell 505

полный взлетный вес, кг

1225

1600

1703

полезная нагрузка,кг

640

730

680

двигатель

Rolls-Royce RR300

Allison 250

Arrius 2R

мощность номинальная л.с.

300

450

341

максимальная скорость, км/ч

259

230

232

крейсерская скорость, км/ч

222

225

222

максимальная дальность, км

602

860

670

экипаж

1+4

1+4

1+4

cтоимость $ без налогов и сборов

950 000

нет данных

1 077 000

Хотя из того что было представлено и сказано, с помощью экспертов от вертолетной авиации, все таки можно «исполнить вариации на тему…». Попробовать понять, что задумали в «ВР-Технологии» и к каким результатам это может привести. Об этом совсем скоро наш следующий материал.

Дмитрий Дрозденко

Фото: Марина Лысцева, Дмитрий Дрозденко.

 

 

 

 

 

 

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2018 год. Издание выходит с 2012 года с периодичностью 6 раз в год.

Стоимость годовой подписки — 9 000 руб.

По вопросам подписки или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву (sbuga1960@yandex.ru+7 (916) 337-14-17)