Сегодня Совет директоров холдинга «Вертолёты России» принял решение об объединении АО «МВЗ им. М.Л. Миля» и АО «Камов» и создании на их основе АО «Национальный центр вертолётостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова». НЦВ объединит в себе потенциал двух вертолётостроительных школ для более эффективного и качественного решения задач по проектированию и модернизации вертолётной техники. Об этом сообщает пресс-служба холдинга.
Событие
Объединение направлено на развитие двух опытно-конструкторских школ — ОКБ Миля и ОКБ Камова, при этом их бренды будут сохранены как самостоятельные, а коллективы обоих КБ вольются в состав НЦВ. Создание Национального центра вертолётостроения также поможет снять административные, правовые и экономические барьеры, затрудняющие сейчас сотрудничество двух конструкторских коллективов.
Работа в формате единой компании позволит оптимизировать работу целого ряда обеспечительных и административных подразделений. Такой подход создаст условия для беспрепятственного обмена техническими решениями и достижениями, эффективного распределения загрузки между подразделениями и унификации технических стандартов. Среди ожидаемых эффектов также снижение трудозатрат, повышение управленческой и производственной эффективности, повышение качества проектирования и сокращение сроков передачи вертолётов в серийное производство.
«По нашим подсчётам, распределение задач между двумя КБ, а также серийными и авиаремонтными заводами холдинга позволит высвободить суммарно около 15–20 % годовой мощности двух КБ, которую можно будет направить на создание технического задела и разработку новой техники», — отметил заместитель генерального директора «Вертолётов России» по научно-технической политике и разработке вертолётной техники Михаил Короткевич, представивший дорожную карту объединения конструкторских бюро на заседании Совета директоров.
Раньше между компаниями существовала своеобразная конкуренция, параллельно велись разработки одних и тех же типов воздушных судов. Но ведь общая задача — конкурировать не друг с другом, а с мировыми производителями. Объединение двух школ будет способствовать этой цели.
Экономический эффект от объединения КБ планируется достичь также за счёт оптимизации использования общей наземной инфраструктуры и сокращения расходов на выполнение однотипных испытаний. При этом часть высвобожденных средств будет направлена на повышение научно-технического потенциала и привлечение новых конструкторских кадров.
Дорожная карта создания Национального центра вертолётостроения на базе двух конструкторских бюро утверждена на заседании Совета директоров холдинга «Вертолёты России». Первый этап, предполагающий объединение двух КБ в единую компанию, планируется завершить к середине 2020 г. Дальнейшие интеграционные процессы продлятся до 2022 г.
Мнение
По нашему мнению, это положительная новость.
И вот почему:
- Объединение производств, консолидация активов, технологий и брендов давно уже стали общемировой тенденцией. Это связано со сложностью современных технологий и всеобщей глобализацией рынков, а следовательно, и конкуренции. К примеру, Сикорский давно является частью корпорации Локхид Мартин, а создатель знаменитого вертолета AH-64 Апач, Хьюз Хеликоптерс вначале стал частью МакДоннелл Дуглас, а потом их скушал Боинг. Этот список можно продолжать бесконечно. Это происходит везде, и не только в авиации.
- Снятие административных барьеров на пути мыслей, чертежей и документов. Про деньги вообще не говорим. К примеру, всего несколько лет назад цифровые чертежи, а точнее цифровая модель (PLM), по вертолету Ка-32 на Кумертауском заводе (КумАПП) и в самом КБ (АО «Камов») велись в двух разных системах — Catia (Dassault) и NX (Siemens). Существовал специальный отдел, который занимался «переводом» чертежей и документации из одной системы в другую.
- Оптимизация процессов проектирования и эксплуатации задействованного оборудования позволит экономить до 20 % потенциальной мощности обоих КБ и перенаправить этот резерв на совместное развитие новых технологий.
- Нынешние вертолеты «Ми» и «Ка» уже имеют достаточно высокую степень унификации. Если продолжить этот процесс, то степень унификации можно довести до 70 %, что очень положительно скажется на эксплуатационных возможностях вертолётного парка, снизит издержки. Сейчас мы говорим как про военный, так и про более приоритетный в настоящее время гражданский рынки вертолётов.
- И, наверное, самое главное, чтобы успокоить тех, кто считает, что отсутствие внутренней конкуренции погубит наше вертолётостроение. Единственное «поле боя», где схлестнулись разработки Миля и Камова, это ударные Ми-28 и Ка-52. В результате «боестолкновения» наша страна получила два прекрасных, но разных ударных вертолёта, каждый из которых найдёт своё место как в наших ВС, так и за рубежом.
Внутренняя конкуренция между школами проектирования сохранится, так же, как и сами бренды «Ми» и «Ка», и это очень хорошо. Ну а правильность самого процесса объединения теперь в руках руководства холдинга «Вертолёты России».
Конкуренция стала глобальной, соответственно, и отвечать на неё надо глобальными решениями.
Александр Скрипник