Сегодня наши вертолетчики празднуют юбилей одного из самых массовых ударных вертолетов в мире Ми-24. «Крокодилу», а именно так его у нас называют, исполнилось 50 лет. Эта машина стоит на вооружении более чем 60 стран мира и все эти годы наводит ужас на тех, кому приходится сталкиваться с ней в бою.

Кто-то скажет, что про Ми-24  уже много сказано и вообще машина уже старая, сейчас есть гораздо более современные вертолеты. Позволю себе не согласится с таким утверждением. Сказано действительно много, но далеко не все, и машина, несмотря на возраст, еще способна «показать зубы». Примеров тому множество, например, операция российских ВКС в Сирии, где «Крокодилы» наводили и будут наволидить ужас на террористов.

Летающая БМП

«Ми-24» изначально создавался как мощный штурмовик, этакая «летающая БМП». Очень многие элементы и агрегаты вертолета имеют бронирование, и вертолет способен наносить удары под плотным стрелковым огнем противника, практически «вскрывая» оборону противника. При этом «Крокодил» –  это один из самых быстрых вертолетов в мире: его максимальная скорость достигает 330 км/ч, а мощность каждого из двух двигателей ТВ3-117В составляет 2200 л.с.

За десятилетия машина сильно изменилась как внешне, так и внутренне. На фотографии Ми-24А - первая модификация из семьи знаменитых «Крокодилов».

Обратите внимание на непривычную, похожую на веранду, кабину экипажа. Именно такая была на первых модификациях «Крокодила». У нее был ряд недостатков, таких как плохой обзор и слабая защита экипажа. КБ Миля отреагировало достаточно оперативно и, начиная с модификации «Ми-24Д», кабина была заменена на привычную, «тандемную», где летчик и оператор вооружения находятся в разных отсеках, разделенных бронеперегородкой. Также добавилось бронирование остекления, что существенно повысило шансы на выживание пилотов при обстреле. Кроме того, кабина стала герметичной, поэтому вертолет мог выполнять свои задачи и в условиях зараженной атмосферы.


Ми-24А с кабиной "Верандой" и уже перенесенным на другую сторону рулевым винтом

Стоит отметить, что машина была создана за удивительно короткое время: ее разработка началась в 1968 году, в сентябре 1969 опытный образец поднялся в небо, а в 1971 уже началась эксплуатация. Но при этом в его конструкцию были заложены уникальные инновационные решения.

Во-первых, фюзеляж «Крокодила» «закручен» относительно вала несущего винта на пару градусов. Невооруженным глазом это почти не видно, посторонний наблюдатель вряд ли заметит, что у вертолета корпус немного «ведет на сторону». Заметно это становится при взлете: обычно вертолеты одновинтовой схемы взлетают и висят в воздухе немного «боком», а Ми-24, благодаря своей конструкции, отрывает все три колеса одновременно и висит абсолютно ровно. Это важно потому, что чем ровнее положение кабины, тем точнее можно вести огонь в режиме висения.

Во-вторых, большие крылья, на которых располагаются 6 точек подвески вооружения, наклонены под углом 12 градусов. При горизонтальном полете они создают дополнительную подъемную силу, разгружая несущий винт до 25%. Особенно это чувствуется при выполнении вертикальных маневров, например, «горки»  или «боевого разворота». Благодаря крыльям «Крокодил» просто «прыгает» ввысь. Правда, перегрузка при этом может достигать 4 g.

В-третьих, Ми-24 имеет систему уборки шасси, что снижает лобовое сопротивление при горизонтальном полете.

В результате получился вертолет, который опередил время, и в том числе своего американского конкурента, хотя США начали использовать вертолеты в ходе военных действий раньше, чем СССР. Так, если поставить рядом одногодок Bell AH-1 Cobra и Ми-24 «Крокодил», то последний производит куда большее впечатление как своим видом, так и вооружением.

Зубы железного крокодила

Ми-24 по классификации НАТО  получил обозначение «Hind» («Лань»). Но если уж сравнивать вертолет с рогатыми лесными жителями, то, на мой взгляд, гораздо лучше ему подошло бы прозвище «Лось». И ведь действительно, словно лось через густую таежную чащу, «Ми-24» способен проломиться сквозь оборону противника. Но, чтобы добиться такой эффективности, конструкторами была проделана огромная работа, и в первую очередь это коснулось вооружения.

На первых вертолетах Ми-24А был установлен комплекс ПТУР «Фаланга». Эта ракета не была на тот момент новинкой и, признаемся честно, обладала рядом недостатков. Управлялась она вручную джойстиком, а команды передавались по проводу, который она тянула за собой.

Оружейники тогда сильно отставали от вертолетостроителей, и машина оснащалась вооружением так сказать «по ходу пьесы». Только на модификации «В» устаревшую по всем параметрам «Фалангу» заменили на современную сверхзвуковую  «Штурм-В» с автоматизированным комплексом наведения «Радуга-Ш».

Эта ракета управлялась по защищенному радиоканалу в полуавтоматическом режиме и могла пробить даже самую высококачественную броню толщиной до 40 мм. Прицеливание происходило так: оператор, глядя через прицел «Радуги», накладывал перекрестье на цель и удерживал ее на ней до момента попадания. Одновременно с этим на прицельной станции пилота загорались метки, которые показывали сектор стрельбы. Вертолет мог маневрировать, но нельзя было выйти из сектора, потому что в этом случае происходил сбой наведения.

В настоящее время «Крокодил» оснащается ракетами «Атака» и ракетами класса «воздух-воздух».

В грузовую, тоже бронированную, кабину помещается до 8 полностью экипированных десантников. При необходимости остекление грузовой кабины откидывалось, и из каждого окна можно было вести огонь из ручного оружия. Правда, практика показала, что одновременно использовать вертолет в обеих ипостасях – ударной и десантной – достаточно проблематично, т.к. суммарная нагрузка превышала все допустимые пределы, но наличие десантной кабины спасло немало жизней в Афганистане и Чечне.

А теперь представьте себе, что творится в душе супостата, который даже на дне самого глубокого окопа не будет чувствовать себя в безопасности, если сверху надвигается такое стреляющее «чудовище».

Проверка войной

Военные конфликты, особенно Афганистан оказали огромное влияние на развитие российского вертолетного парка. Вертолеты получили новые, высотные двигатели и перестали «захлебываться» на высокогорье от недостатка мощности, а качественные пылезащитные устройства увеличили их ресурс. Пройдя огромный путь от отстрела тепловых ловушек и станции «Липа» до не имеющей себе равных системы «Президент-С», вертолеты научились защищаться от ПЗРК.

Кстати, американцы в Афганистане столкнулись еще с большими проблемами. Например, их вертолетам не хватало мощности в высокогорье. Знаменитый UH-60 Black Hawk просто задыхался на высокогорье и фактически не мог перевозить личный состав. Двигатели, несмотря на наличие ПЗУ, выходили из строя.

Еще одним военным конфликтом, где столкнулись машины противников была ирако-иранская война. Общий счет был за нашим вертолетом, но это тема для отдельного разбора.

Пилот США выбирает «Лань»

Как-то я наткнулся на старую статью о пилоте армии США, который летал на русском Ми-24. После этого он довольно эмоционально рассказал о том, насколько опасным противником может быть российский «Крокодил».

Старшего унтер-офицера Джеффа Стейтона привлекли к полетам на российском вертолете в середине 1980-х, когда одно из американских агентств-призраков получило в руки Ми-24 и доставило его на отдаленный аэродром в Соединенных Штатах. Стейтона пригласили потому, что в то время он проводил испытания «McDonnell Douglas AH-64 Apache».

По словам пилота, когда он увидел Ми-24, у него задрожали колени. «Моя первая мысль была: "Ну и здоровенная дура!" Пустой он весил 21000 фунтов (9513 кг) – это в три раза больше, чем «Bell AH-1 Cobra» и приблизительно в полтора раза больше «Apache»». Американского пилота потрясло, насколько хорошо защищена кабина пилота, а также основные элементы конструкции - ничего подобного в американских вертолетах не было.

 Подняв «Hind» в воздух, Стейтон был впечатлен ровным и спокойным полетом.

«Затем, примерно после двух третей пути, мы почувствовали себя более уверенно и начал всматриваться в ракетный прицел. "Я только притворюсь, что пускаю ракеты", - подумал я и нажал выключатель, который на AH-1 Cobra является кнопкой пуска ракет. Немедленно мы прошли три принудительных изменения высоты, вращения и направления. Я вошел в "голландский вираж"  и в другие маневры, которые я не собирался производить. Вот это был полет!»

Дело в том, что, коснувшись кнопки, как он полагал, «пуска ракет», Стейтон включил систему стабилизации полета, которая начала компенсировать предыдущее маневрирование, что и привело к этим принудительным маневрам.

После полета летчик высказал несколько восхищенных комментариев по поводу российской машины. Среди них были такие: «Вынослив, как трактор»; «Поставьте его в сарай на год, затем зарядите батареи, и вы можете сразу лететь! С нашими вертолетами это не получится»; «В полете вертолет идет гладко, словно катится по хорошей дороге старый "Кадиллак" 1962 года».

И наконец, Стейтон произнес то, что на мой взгляд, служит высшей почестью. В один день во время беседы, он откинулся назад и сказал:

«Вы знаете, если бы я хотел летать на вертолете только для собственного удовольствия, вне всяких сомнений, "Hind" оказался бы при выборе в заведомом приоритете».

Да простит мне читатель столь длинную цитату, но если такое говорит о вертолете пилот из станы, где существует заведомо оппонирующая инженерная школа, значит, машина действительно хороша.

Русский «Крокодил» прошел огромный и славный боевой путь, и его история еще далеко не закончена, ведь он по сей день состоит на вооружении многих стран, в том числе и в России. Машина модернизируется и оснащается современным вооружением и электроникой, и, несмотря на то, что в составе Российских ВВС место ветерана уже начинают занимать его «дети» Ми-35, Ми-28Н и Ка-52, он не сдается и по-прежнему остается в строю.

Дмитрий Дрозденко

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru