17 июля около четырех утра стало известно, что на Крымском мосту произошло чрезвычайное происшествие в районе 145-й опоры со стороны Краснодарского края. В результате было остановлено автомобильное движение.

Вторая атака Крымского моста произошла 17 июля 2023 в 03:04 и 03:20 утра. Украина нанесла два удара по мосту, в результате обрушился один пролёт, ещё один сошёл с опоры. Национальный антитеррористический комитет назвал ЧП на Крымском мосту террористической атакой, и сообщил, что атаку произвели два украинских беспилотных надводных аппарата. Возбуждено уголовное дело по статье "Теракт". Следствием устанавливаются лица из числа украинских спецслужб и вооруженных формирований, причастные к организации и исполнению этого преступления. Во время ЧП на Крымском мосту 17 июля погибла семейная пара из Белгородской области и сильно пострадал их ребенок, девочка.

Предположительно атака была произведена уже знакомыми надводными беспилотными катерами-камикадзе, которые Украина называет «Микола». Аналогичные изделия уже попадали к нам в руки еще в сентябре прошлого года. Тогда поблизости от Солдатского пляжа в бухте Абрамова на берегу был обнаружен первый экземпляр этого изделия.

После этого было несколько атак на наши корабли в том числе и находящиеся на большом удалении от берегов Украины. Так 24 мая 2023 года примерно в 140 км к северо-востоку от пролива Босфор
двумя беспилотными катерами-камикадзе был атакован корабль Черноморского флота «Иван Хурс», который обеспечивал безопасность газопроводов «Турецкий поток» и «Голубой поток». Все катера противника были уничтожены огнем из штатного вооружения и к вечеру 26 мая корабль, выполнив свою задачу и без повреждений вернулся в Севастополь.

Украина уже показывала производство данных катеров и даже декларировала их примерную стоимость – немногим более 16 млн.руб. При этом ничего экстраординарного в конструкции катера нет. Это 5-6 метровая лодка из алюминия, массой около одной тонны. Предполагаемая автономность хода составляет до 60 часов, а максимальная скорость - 80 км/ч. На катере, судя по видео/фото материалам, стоит австрийский бензиновый двигатель Rotax, вероятнее всего, серии 900 ACE, мощность которого может достигать 300 л. с. Этот коммерческий мотор используется на гидроциклах Sea-Doo, а форма реверсора тяги напоминает модели GTX или Fish Pro.

Для управления беспилотным катером, по мнению руководителя АНО «Центр развития транспортных технологий» Алексея Рогозина, используется софт с открытым кодом ArduPilot, а существенная часть «засвеченного» оборудования произведена китайской Fujian Jinhua, которая с 2018 года внесена в санкционный список США по соображениям национальной безопасности.


Масса взрывчатки может составлять до 200 кг, однако масса полезной нагрузки будет варьироваться от удаленности целей — или взрывчатка или топливо. Хотя изменение общих размеров и мощности водомета может эти показатели серьезно изменять.

Два контактных взрывателя, похожие на те, что используются в фугасных авиабомбах находятся на носу катера-камикадзе.


Катер имеет камеры наблюдения с тепловизионным каналом, что обеспечивает неплохую картинку даже в сложных метеоусловиях и лазерный дальномер. Канал связи с оператором поддерживается с помощью спутникового терминала Starlink с защищенной антенной. Он установлен на корме катера. Скорее всего в систему управления включена спутниковая навигация.

В общем конструкция не самая сложная, но надо понимать — это достаточно опасный беспилотник. В отличие от воздушных дронов, его непросто обнаружить, а заряд взрывчатки от несет несоизмеримо больший. К тому же катер практически не видно над водной поверхностью и самое главное — против него пока нет эффективных средств обнаружения и уничтожения. Во всех случаях катера обнаруживались визуально и уничтожались огнем из штатного огнестрельного оружия. Наличие защищенного спутникового канала управления дает большие возможности по автономному использованию дрона.

Например, его можно выпустить с борта любого гражданского судна, что похоже уже было, и оставить в режиме ожидания в заданном районе. Герметичная конструкция морского дрона дает ему возможность спокойно дрейфовать в заданном районе в ожидании цели для разведки или нанесения удара. После получения данных от других разведывательных источников — спутник, БпЛА разведчик  или что-то другое оператор морского дрона, который может находиться хоть в Очакове, на базе 73-го специального центра морских операций, хоть на другом континенте, в Сан-Диего, дает команду на выполнение боевой задачи.    
Использование морских беспилотников против Российского флота – это уникальный опыт. Украинцы совместно с иностранными инструкторами впервые в мировой практике атаковали безэкипажными судами корабли, как стоящие в порту, так и находящиеся на «открытой воде», провели атаку на мощное и хорошо защищенное (как нам говорили) стационарное сооружение. Проще говоря, человек впервые на море встретился с плавающими дронами.
Как мы видим не только воздушные дроны стали определенным открытием этой войны но и морские беспилотные аппараты начинают менять ее условия и правила.  Украинский конфликт выступает полигоном для натовской войны будущего.


Александр Бутырин

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru